Претензионная работа имеет очень важное значение в работе коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Первая задача претензии – урегулировать разногласия, обозначить нарушения. Вторая задача претензии – продемонстрировать готовность обращения в суд, поэтому в претензии обозначается правовая позиция, со ссылками на нормативные правовые акты, пленумы и показывается перспектива возмещения истцу судебных расходов.
Для отдельной категории споров соблюдение претензионного порядка является необходимым условием обращения в суд. Рассмотрим эти случаи.
- Претензия к перевозчику, вытекающая из перевозки грузов.
- Спор об изменении или о расторжении договора.
- Спор в связи с перевозкой на внутреннем водном транспорте пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику.
- Иск к перевозчику на железнодорожном транспорте, связанный с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона.
- Взыскание налоговых штрафов и санкций.
- Заключение договора в обязательном порядке.
- Иск о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи.
- Иск, вытекающий из договора транспортной экспедиции.
- Иск к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору.
- Претензионный порядок предусмотрен договором (с указанием формы претензии, порядка и сроков ее направления).
Основная цель претензионной работы, помимо соблюдения установленного законом порядка, не доводить спор до обращения в суд. Письменная форма для претензии обязательна.